www.seomark.ru
Обзоры интересных и полезных программ, фотография, радио, веб-дизайн и т.д. и т.п. и др. и пр.

Фотолаборатория

Логотип Фото

Кадрирование фотографий без потерь

В предыдущей статье были рассмотрены вопросы изменения качества изображения при изменении его размеров. Напомню основную мысль: при любом изменении общего количества пикселей в изображении, кроме обрезки, качество ухудшается. Это связано с тем, что преобразование пикселей всегда сопровождается определенным усреднением или интерполяцией, что и приводит к искажениям. Постоянный рост числа мегапикселей матриц фотоаппаратов, конечно, увеличивает детализацию снимков, но сможем ли мы донести эти детали до завершающего этапа - отпечатка на бумаге?

Только просмотр на мониторе, когда можно увеличить изображение вплоть до отдельного пикселя, позволяет увидеть все нюансы и детали снимка, а в отпечатке почти всегда часть информации теряется. Подсчитаем максимальное количество пикселей, которое может передать отпечаток стандартного размера. Так как качественная печать обеспечивается при разрешении 300 пикселей на дюйм (300ppi), то для разных форматов получаем следующие значения:

  1. 10х15 см (4х6 дюймов): (300х4)х(300х6)=2160000пикс или 2,16 Мпикс;
  2. 15х20 см соответственно 4,32 Мпикс,
  3. 20х30 см соответственно 8,64 Мпикс.

Кроме того, следует учесть, что соотношение сторон снимка для компактных камер и зеркальных "Олимпусов" равно 3:4 и, следовательно, для них минимальная обрезка при кадрировании получается на отпечатке с тем же соотношением сторон, то есть 15х20 см. Для остальных зеркальных камер это соотношение равно 2:3 и для них оптимален размер отпечатков 10х15 и 20х30 см.

Таким образом, прибавив на "усушку-утруску" кадрирования примерно 20%, получаем, что для бытовых целей (форматы 10х15 и 15х20) вполне достаточно 5 Мпикс. Снимки 20х30см в расчет не беру, так как для качественного фото такого размера обязательно требуется обработка в редакторе, а это уже другая тема.

Популярные в последнее время восьми и более мегапиксельные камеры для формата 15х20, а тем более 10х15, не толко не дадут выигрыша в качестве, но даже могут ухудшить его, не говоря уж об увеличении требуемого обьема памяти для хранения таких снимков и возрастании уровня шумов при увеличении "мегапиксельности" матриц.

Многие фотографы, переходя с пленки на цифру, задаются вопросом, зачем в фотоаппарате предусмотрена съемка с разными разрешениями. Казалось бы, снимай всегда с максимальным разрешением, а уж уменьшить всегда можно в редакторе. То есть, чем больше мегапикселей, тем лучше, да и реклама настойчиво убеждает нас в этом. Такое утверждение, мягко говоря, не совсем верно.

Рассмотрим процесс кадрирования в Photoshop инструментом Crop (Кадрирование), рис.1

Инструмент Crop
Рис.1. Инструмент кадрирования Crop

Для определенности, поставим задачу скадрировать снимок, сделанный камерой 6 Мпикс, до размера 10х15см с разрешением 300ppi. Чтобы лучше видеть изменение качества снимка, возьмем резкое и контрастное изображение буквы "а". Также будем считать, что про векторную графику и программы CorelDRAW и Adobe Illlustrator мы слыхом не слыхивали, а когда нам читали лекции по ним, мы прогуливали. Следовательно, работаем исключительно с растровой графикой.

Скадрировать снимок 10х15см можно несколькими способами, например:

  1. Устанавливаем Width (Ширина) = 15см, Height (Высота) = 10 см, Resolution (Разрешение) = 300ppi и кадрируем обычным способом - рис.2 в центре;
  2. Устанавливаем те же размеры, но поле Resolution (Разрешение) очишаем, а уже после кадрирования меняем разрешение на 300ppi в диалоговом окне Image Size (Размер изображения). Причем здесь мы можем использовать разные алгоритмы сглаживания пикселей (об этом подробнее см. "Уменьшение потерь при изменении размеров изображений"), что позволяет подобрать лучшую резкость- рис.2 справа.
Инструмент Crop
Рис.2. Влияние методов кадрирования на качество изображения

Слева показано исходное изображение , полученное кадрированием без перевода в растровый режим, то есть без сведения слоев после ввода буквы "а" в текстовом режиме. Высота буквы около 0,5см, что для формата 10х15см является достаточно крупной деталью, и искажения видны даже невооруженным глазом. Конечно, на реальной фотографии редко бывают такие резкие детали, но нас интересует в данный момент сам факт искажений при кадрировании. При достаточно большом увеличении эти искажения легко можно увидеть на любой фотографии при кадрировании с заданным разрешением. При этом характер искажений не зависит от масштаба кадрирования. Достаточно изменить размер даже на несколько пикселей и картинка теряет резкость.

В практике работы с изображениями из-за данного эффекта стараются не изменять размеры без необходимости. Однако в одном важном случае этого избежать не удается: при кадрировании с коррекцией перспективных искажений.

Инструмент CropДаже если вы оставляете поле Resolution (Разрешение) пустым, вы вынужденно меняете общее число пикселей в изображении. Для примера, на рисунке показан результат такой операции. Нижний снимок получен кадрированием верхнего с небольшим изменением перспективы.

Описанные особенности кадрирования вносят достаточно серьезные искажения в изображение. Их действие иногда может быть созмеримо со сжатием JPEG низкого качества (Low). Выход из этой ситуации возможен один - уже при съемке задавать нужные размеры и не допускать искажений перспективы, чтобы потом в редакторе выполнять только кадрирование - обрезку без изменения разрешения. И конечно, в инструменте Crop (Кадрирование) поле Resolution (Разрешение) должно быть всегда пустым. По мне, так лучше бы его вообще не было. Наверняка, это происки врагов уважаемой фирмы Adobe.

Приведу несколько простых приемов, позволяющих не менять размеров исходного изображения. Если вам обязательно требуется представить снимок с фиксированным разрешением, а его формат получается немного меньше, например 19,5х29,5см вместо 20х30см, то добавьте рамку шириной 0,5см - и проблема решена. В случае, если снимок немного больше заданного размера, иногда можно вырезать часть без какого-либо ущерба для содержания.

Так же следует помнить, что при нанесении текста лучше оставлять его на отдельном слое, то есть в векторной форме, позволяющей менять масштаб без потерь в качестве. И только при передаче в печать последней операцией выполнить сведение слоев.

Если вы печатаете фотографии на принтере, то приводить их к какому-то разрешению, якобы лучшему, не следует. Принтер сам выполнит обработку под разрешение, которое вы зададите в установках печати. Обычно оно задается качеством печати: высокое, стандарт или низкое.

Многие фотолаборатории не требуют определенного разрешения принимаемых в печать снимков. В этом случае оставляйте полученное после обработки разрешение, даже если у вас получилось какое-то несуразное число ppi с тремя знаками после запятой. И уж тем более не приводите фотографии к одному разрешению для сохранения в своем архиве. Помните, что вы одинаково потеряете в качестве снимка, изменив разрешение на 1 или на 1000 пикселей.

Конечно, идеальным вариантом было бы сразу получать исходник нужного размера, но это практически никогда не удается сделать. В общем случае, когда приходится изменять число пикселей в изображении, старайтесь соблюдать следующую последовательность:

  1. Выполните необходимую обрезку снимка инструментом Crop (Кадрирование), оставив поле Resolution (Разрешение) пустым;
  2. Выполните необходимые операции коррекции снимка;
  3. Сохраните снимок без сжатия, лучше в фотошоповском формате PSD, для своего архива;
  4. Для передачи в печать установите необходимые параметры разрешения в диалоговом окне Image Size (Размер изображения);
  5. Проведите окончательную коррекцию, обычно инструментами повышения резкости.

В заключение хочу сказать следующее: несмотря на описанные ужасы кадрирования, все не так уж трагично, и в большинстве случаев описанные эффекты практически не заметны. Просто надо помнить о них и стараться, по возможности, избегать. В любом случае, для реализации творческих планов не бойтесь кадрировать снимки, так как резкость - далеко не первый показатель качества художественной фотографии, а часто она даже мешает восприятию. Вспомните про сознательное размытие фона для выделения сюжетно важных деталей или применение сглаживания на портретах и использование мягкорисующих объективов. Не зря же в Photoshop так много различных инструментов размытия, один только фильтр Blur (Размытие) содержит 11 вариантов!

30.08.2008 г.

Задать вопрос автору





Яндекс.Метрика

Copyright © 2008 - Марк Розенталь e-mail: Мой e-mail
Перепечатка материалов сайта разрешается при условии сохранения имени автора и гиперссылки на www.seomark.ru
Ключевые слова: Photoshop, кадрирование изображений, качество фографий, уменьшение потерь, резкость фотографий